Теория познания, гносеология, эпистемология: определения и дефиниции в словарях
Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «знание» и λόγος — «учение, наука»); эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη, «знание» и λόγος — «слово, учение») — теория познания, раздел философии.
Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй. Термин Эпистемология более узкий, чем гносеология, Эпистемология рассматривает строго научное познание
Теория познания - Философия - Пути к истине от RIN.RU (istina.rin.ru)
Теория познания - Гносеология; Эпистемология - Theory of knowledge; Gnoseology; Epistemology (www.glossary.ru)
Теория познания - раздел философии, в котором изучаются:
- проблемы природы познания и его возможности;
- отношение знания к реальности;
- всеобщие предпосылки познания и условия его достоверности и истинности.
Теория познания - статья из Философского словаря. 1981
Теория познания - Большая советская энциклопедия (БСЭ) (bse.sci-lib.com)
Теория в познания в Энциклопедии чудес, загадок и тайн (bibliotekar.ru)
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности, границы и принципы познания.
Теория познания анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.
Более узкое направление - эпистимология - учение о более конкретном знании, это описание процессов, которые приводят к знанию.
Теория познания на Cultinfo.ru
Теория познания, гносеология, эпистемология, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, Т. п. как философская дисциплина анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определённому познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Два основных направления в Т. п. — материализм и идеализм.