Человечество стоит на пороге глобального переворота
Для глобального переворота необходимо, чтобы каждый человек осознал свою сущность и смысл своей жизни
... Именно средства человека необходимо брать для анализа его сущности.
В мотивах человека – всё вместе, и одновременно, представлены все познавательные процессы, уровень развития способностей человека, его характер, воля. Эмоции сопровождают всю жизнь человека, как потребности быть.
Всё это вместе можно обозначить, как сознание человека.
Понятно, что сознание человека концентрируется не в головном мозге. Оно – во всем человеке, в каждой клетке его тела. Во взаимодействие с окружающим миром включается весь человек, ЖИВЕТ, ОДНОВРЕМЕННО - ВЕСЬ ЧЕЛОВЕК, весь человек использует средства реализации целей. При этом, надо понимать, что, в КАЖДОЙ КЛЕТКЕ ЧЕЛОВЕКА концентрируется его сознание, с точки зрения структуры (ведущих потребностей), а также содержания, уровня развития.
Необходимо различать МОТИВЫ ЧЕЛОВЕКА (или Личности - Личностью мы называем человека, смыслом жизни которого является общее благо) – в них находят отражение относительно сформированные, устоявшиеся знания, черты характера, уровень развития способностей, а также МОТИВЫ КОНКРЕТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ и МОТИВЫ, которые возникают в процессе, по ходу взаимодействия человека с окружающим миром – их можно назвать ТЕКУЩИМИ.
Мотивы конкретного взаимодействия, а также текущие мотивы, по мере того, как человек включается в разные виды взаимодействия, становятся его целями, средствами и формируют МОТИВЫ ЧЕЛОВЕКА (или ЛИЧНОСТИ).
Человек может быть развит до уровня МОТИВА – «ЦЕЛИ», а также до уровня МОТИВА «ЗНАЕМОГО», МОТИВА – «СРЕДСТВА» и т.д. Характеристики людей, сформированных до уровня разных мотивов, как уровней развития потребности быть, будут разными. Но, именно они и являются показателем уровня развития человека, в целом, а также показателем особенностей его смысла жизни.
Одни и те же (по названию) психические функции, психологические, физиологические особенности - на разных этапах развития жизни человека - будут иметь разные характеристики (они будут развиты до разного уровня – либо - до уровня мотивов – «целей», либо до уровня мотивов «знаемых» и т. д.). Но, характеристики ребенка и взрослого, развитых до уровня одного и того же, по названию, мотива, будут разными.
Отдельные виды мотивов человека постоянно изменяются – человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Но, у разных людей интенсивность развития будет разной – здесь, опять же, ведущее значение имеет смысл жизни человека, его сущая сущность. Человек, смыслом жизни которого является общее благо, чаще, на более глубоком уровне (ответственнее) вступает во взаимодействие с окружающим миром, нежели человек, смыслом жизни которого является его личное благо.
Человек с развитым личным благом использует взаимодействие, в основном, как средство реализации своей потребности в самоутверждении.
Как средства для самоутверждения, человек использует знания, «вещи», изготовленные другими людьми, природные «вещи», других людей.
Потребность в самоутверждении (и уровни ее развития) выступает, как показатель отношения человека к людям. И мы это можем видеть в жестах, мимике, словах и т. д. человека.
В одном и том же возрасте, люди могут быть развиты до разного уровня развития мотивов. Вот почему нельзя в качестве критерия отбора детей в школу использовать возраст: дети в одном и том же возрасте могут иметь разные уровни развития. И обучение необходимо строить не по возрастному принципу (по классам), а по уровню развития детей (учитывая, безусловно, при этом и возраст).
Рассмотрим, КАК осуществляется ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МОТИВОВ (формирования сознания, развития человека, жизни человека, в целом).
Мы уже отмечали, что человек вступает во взаимодействие с Природой – с морем, облаками, растениями, небом, горами, землей и т. д., с «вещами», изготовленными людьми – машинами, мебелью, одеждой, обувью, посудой, с книгами, картинами и т. п., с другими людьми – с их словами, мимикой, жестами и т. д., с самим собой - со своими знаниями, со своими сущностями (природной, родовой, социальной).
Это будут разные виды взаимодействия, и специфика - у каждого вида взаимодействия и взаимодействия каждого человека с каждой отдельной «вещью», будет своя. Но, человек, как правило, не вступает в какой–то один вид взаимодействия. Включившись, например, во взаимодействие с отдельным человеком, он, по ходу этого взаимодействия, включается в новые виды взаимодействия – с самим собой, с «вещами» и т. д.
Безусловно, можно осуществить анализ какого–либо взаимодействия человека, с самого начала его возникновения, и до тех пор, пока будет реализована цель, побудившая его активность. И, мы это не раз проделывали. Именно, для того, чтобы убедиться, что механизм «разворачивания» потребности быть всегда – един.
Чтобы возникло взаимодействие, у человека должна быть какая–то конкретная цель, как «идеал». По мере «продвижения» человека к ее достижению она будет меняться, приобретать новое содержание – в итоге, возможно, будет реализована совсем другая цель, совсем не та, которая «виделась» человеку изначально. Но, поначалу, тем не менее, чтобы возникло взаимодействие, у человека должна быть цель. Он должен знать, для чего включается во взаимодействие, должен иметь образ того, что именно, в итоге своего взаимодействия, хочет получить.
Цель способствует возникновению напряжения. Путь от напряжения до осознания его сущности, осуществляется, как ПРОЦЕСС, по ходу которого возникают стадии развития потребности.
Каждая из стадий развития потребности («осознание», «цель», «средства» и т. д.), по мере ее достижения человеком в процессе удовлетворения потребности, как бы начинает самостоятельный путь. По мере продвижения по этому пути (так как процесс не останавливается), на каждом из его этапов, возникают новые потребности, которые начинают «разворачиваться» - с напряжения, как самостоятельные потребности, и порождают, по ходу своего развития, все новые и новые цели, все новые и новые взаимодействия. Но, все они «обслуживают» потребность, побудившую первоначальное взаимодействие человека с окружающим миром. При этом как бы осуществляется процесс углубления понимания человеком предмета потребности, своей потребности – побудителя, себя, как человека, в целом.
По мере «разворачивания» процесса удовлетворения потребности, побудившей изначально взаимодействие, на каждом этапе этого процесса и на каждом новом витке процесса развития потребности, у человека появляются новые мысли, новые знания.
У человека, как бы, одновременно, осуществляется работа нескольких слоев сознания.
На первых пяти стадиях развития потребности, как бы, идет подготовка к основному взаимодействию, когда на стадии «реально действующего мотива», человек начнет осуществлять конкретное применение средств, которыми он овладел, для достижения цели – «идеала», к которому он стремился с самого начала своего взаимодействия с окружающим миром.
Процесс развития потребности, перехода со стадии (этапа) на стадию, осуществляется на уровне неосознаваемом. Сознание «включается» на этапах ОСОЗНАНИЯ, МОТИВА - ЦЕЛИ, МОТИВА «ЗНАЕМОГО», МОТИВА - СРЕДСТВА, «РЕАЛЬНОДЕЙСТВУЮЩЕГО» МОТИВА, МОТИВА – «ИДЕАЛА».
Если человек включился во взаимодействие, побуждаемое определенной целью, он, как бы, попадает в нескончаемый «водоворот» разных видов взаимодействия, которые, постепенно, приводят его к реализации цели, побудившей первое взаимодействие.
По мере взаимодействия, человек приобретает новые знания о целях, средствах, «изобретает», создает средства, по мере взаимодействия у него возникают новые цели. Цели, как предметное содержание потребности, становятся средствами, средства становятся целями. По ходу взаимодействия происходит постоянный переход средств - в цели, и целей – в средства. Формируются все новые и новые мотивы.
Вот, почему, необходимо, чтобы учителя добивались именно взаимодействия с учениками, вот, почему, необходимо, чтобы учащихся обучали взаимодействию с окружающим миром – знания могут возникать только у самого человека, а для этого необходимо, чтобы шел ПРОЦЕСС (т. е., чтобы участвовал сам человек, как процесс развития потребности быть).
Мы уже отмечали, что в выборе целей и средств, человек ориентируется на смысл жизни, который «побеждает» - ведь, понятно, что по ходу любого взаимодействия человек взаимодействует с собой, своей сущностью. Именно, сущность, как смысл жизни, и определяет (на неосознаваемом уровне) выбор целей и средств для реализации целей.
Сам процесс формирования мотивов человека осуществляется, частично, на неосознаваемом уровне, а сформированные мотивы (как «готовые» пары целей и средств), непременно человеком осознаются. Однако это происходит, когда идет процесс конкретного взаимодействия. А потом эти «готовые» сочетания «целей – средств», как бы, уходят в неосознаваемое – именно из них впоследствии и отбирает неосознаваемое, готовые знания для дальнейших взаимодействий человека с окружающим миром.
Неосознаваемое «помнит» всё (помнит весь человек – мы уже об этом говорили): и родовую сущность, и природную, и сущую.
Иногда бывает, что человек совершает какие–то жесты, говорит слова, у него возникают, на осознаваемом уровни, мысли, объяснение появлению которых он не может найти. Это как раз и подтверждает мысль, что человек – процесс, который осуществляется на осознанном и неосознаваемом уровне, и именно неосознаваемое в жизни человека играет более значимую роль (видимо, потому, что в нём – вся жизнь человека, которую он прожил самостоятельно, которая остается в нём в виде знаний, образов, но, и жизнь рода человеческого, которую он приносит в генах, как свою природную сущность).
Бессознательное очень часто способствует формированию новой цели, которую человек уже осознает, как «готовую», которую он сам не ставил, но, оказывается, именно ее, как этап в достижении поставленной изначально цели, и надо реализовать.
Достигать поставленной цели можно на уровне непосредственного взаимодействия, опосредованного взаимодействия и интуитивного – все зависит от значимости цели для человека. Знания, которые «дает» интуиция – всегда новые, творческие. Но, интуицию надо развивать – лучше начинать это делать с раннего возраста у детей.
Формирование мотивов человека, как накапливание знаний о целях, средствах, как структурирование этих знаний, осуществляется в процессе взаимодействия, но, как мы уже неоднократно отмечали, человек этого может не понимать. Однако, тем не менее, каждый раз, включаясь во взаимодействие, как ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ БЫТЬ, с таким же ПРОЦЕССОМ, человек должен планировать именно его, «другого», как ЦЕЛЬ. Наверно, поэтому и средство, которое человек «изобретает», моментально становится само – целью. Так как, только поставив цель: изучить специфику «вещи», ее сущность, особенности, поняв ее, как процесс, можно надеяться, что она станет для человека средством реализации его цели. И, здесь прослеживается уже следующий этап – «овладение» средством. Именно, непонимание этого положения очень часто не дает возможности человеку достичь реализации своей цели: человек, не изучив «другого», планирует его, как средство «для себя», и не достигает эффекта.
Мы описали ЭТАПЫ развития, отделив их один от другого, для того, чтобы было легче понять ПРОЦЕСС развития человека, формирования его мотивов. Но, в реальной жизни, этот процесс осуществляется, иногда, в течение секунд, минут. Конечно, иногда он оказывается растянутым и на дни, месяцы, годы – все зависит от первоначальной цели, которую поставил человек, включаясь, изначально, во взаимодействие с окружающим миром.
Как мы уже отмечали, мотивационно–потребностная сфера – это весь человек. Но, часто, человек САМ СЕБЯ НЕ ЗНАЕТ (может быть, не хочет знать). Но, его видят «другие» – а «видят» именно средства, которые он применяет для реализации своих целей. Однако, и для «других» он – либо цель, либо средство и, возможно, совсем не таков, каким является самому себе, в своем собственном сознании.
Объективного ничего нет. Вот, почему, об одном и том же человеке («вещи», «природе») люди имеют разное мнение – они вступают с ним во взаимодействие, сами, как ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ МОТИВОВ, и специфика этого взаимодействия, и определяет характеристику, которую они ему дают (как цели и как средству взаимодействия с ним).
Взаимодействие ребенка с окружающим миром начинает осуществляться еще в утробе матери. Именно, в утробе матери ребенок начинает свою жизнь. Родившись, он ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ, продолжает развиваться, как процесс формирования мотивов, как процесс структурирования, как процесс формирования смысла жизни. Если родители это понимают, то они должны научить ребенка взаимодействовать с окружающим миром. В этом и будет заключаться воспитательная функция родителей. Но, для этого, конечно, они должны сами понимать, что такое человек, какова его сущность, каков его смысл жизни на земле, должны сами уметь взаимодействовать с окружающим миром.
Как видно из вышеизложенного, мы сделали попытку понять человека, как целое, единое, неделимое, как процесс. К этому мы шли тридцать лет. Именно, во взаимодействии с людьми, которые обращались к нам за помощью для решения проблем, как к практическому психологу, и возникла необходимость ответить на вопросы: Каким должен быть человек? Каков смысл его жизни? Почему многие люди чувствуют себя несчастными в жизни?
В стремлении помочь людям осмыслить и изменить свою жизнь, мы и начали искать ответы на выше поставленные вопросы.
Кант мечтал создать систему, которая помогла бы людям осмыслить, для чего они живут, как сделать совершенными себя и общество.
Наверно, в настоящее время, всем ходом жизни, это время уготовано, и такую систему создать можно.
Человечество стоит на этапе перехода к шестой стадии развития Вселенной, когда начнется СОБСТВЕННО ЖИЗНЬ. И от каждого человека, теперь, требуется, чтобы он не мешал Природе жить, а начал жить вместе с ней.
Развитие Вселенной осуществляется по тем же законам Жизни, как и развитие человека. И, если, хотя бы, один человек осознал истинные цели Жизни, то это, непременно, приведет к тому, что это осознает все человечество.
Именно, поэтому и создаться возможность ВСЕМ ВМЕСТЕ перейти к Жизни в интеллектуальном слое земли, в Ноосфере, о которой говорил Вернадский.
Однако процесс перехода с этапа на этап всегда начинается с хаоса, напряжения. Пока не осуществится процесс осознания того, что породило это напряжение, дальнейшего развития осуществляться не может. Но, для этого требуется время, и осознание не может осуществиться сразу у всех людей одновременно. Поэтому, каждый человек пойдет своим путем. Но, мы живем в обществе, в государстве, и подчиняемся нормам, законам, целям, которые они ставят. Государство – это власть, это – люди. Поэтому, если государство поставит перед людьми и сферами, через которые осуществляется взаимодействие государства с людьми, определенные цели, то они начнут отыскивать средства их реализации, начнут овладевать этими средствами и т. д.
Поэтому, сейчас все зависит от руководителей государства. Именно, власть должна ОСОЗНАТЬ необходимость принятия НОВЫХ ЦЕЛЕЙ. Именно власть должна осмыслить, что:
1) Главное на современном этапе развития общества – это разработка глобальной, всеобъемлющей концепции дальнейшего развития государства.
Для разработки концепции должны быть приглашены (на конкурсной основе) ученые разных профилей. Ученые эти должны быть адекватны поставленным государством целям: иметь развитое общественное благо, в качестве смысла жизни, обладать обширными познаниями не только в области своей науки, но и широкую эрудицию, уметь общаться и, главное, иметь опыт практического воплощения идей в жизнь.
2) Науки должны осмыслить себя, с точки зрения общей «Теории жизни, как всеобъемлющей теории развития». Это, непременно, приведет к изменению целей - как наук, так и ученых, занимающихся ими.
Результаты, полученные разными науками, будут переосмыслены с точки зрения «Общей теории Жизни» и «Теории человека, как потребности жить». Это должно привести к новым глобальным открытиям, которые будут использованы для блага человечества.
Понимание человека, как интегрированной потребности быть, позволит экономике стать другой: создавать условия для развития человека, его знаний, а не строиться только на удовлетворении биологических потребностей людей, потребности в развлечениях, в алкоголизме, в сексе.
Медицина начнет лечить человека, как потребность быть, и осмыслит, что процесс его выздоровления осуществляется, как процесс развития Жизни. Методы взаимодействия врачей с больными будут другими.
Законы, которые будут разрабатываться в государстве, будут рассчитаны на человека, как целое, единое, как процесс, как природную сущность, с учетом родовой сущности.
3) Формированием Личности, развитием мотивов людей занимаются родители, учителя, преподаватели вузов, руководители предприятий и т. д. Поэтому, именно этим категориям людей необходимо дать знания, которые помогут осознать необходимость перестройки целей жизни.
Разработкой программ формирования общего блага, как смысла жизни, у разных категорий людей, в том числе и у детей, занимается Министерство образования. Ученые – психологи, педагоги, методисты должны разработать концепцию образования, с учетом положений, изложенных в «Теории Жизни». При этом, они должны сами осознать и понять смысл своей жизни, изменить цели жизни - на - связанные с общим благом. Это и будет главным критерием отбора ученых в творческие коллективы, которые займутся разработкой программ. Об этом приходится говорить, поскольку часто именно наличие личных целей у ученых – разработчиков концепций и программ, и не позволяет разработать действенные программы для развития общества.
4) Необходимо знания о сущности человека, смысле его жизни, механизмах и средствах развития дать всем людям – молодежи, служащим, рабочим, интеллигенции, так как именно каждый человек должен сам осмыслить, для чего он живет. Только тогда и может осуществляться процесс его дальнейшего развития, как потребности жить.
Необходима система мероприятий (публичные лекции, семинары, тренинги, школы родителей, институты «Счастья» и т. п.), которыепомогут людям начать по–настоящему жить. Эти лекции должны читать преподаватели, учителя, подготовленные в рамках «Науки о человеке, как потребности быть», творческие, широко эрудированные, с общим благом, как смыслом жизни.
5) Смыслом жизни традиционно занимается религия. Как у государства будут строиться отношения с религией?
Религия – от латинского «связывать». Можно предположить, что изначально религия и видела свое «связывающее» назначение в единении, целостности людей друг с другом и с Природой. А организовать, в настоящее время, связующую сущность отношений людей между собой, со всей Вселенной должно и государство, и школа, и религия.
Просто, надо понять, что такое человек – как учителям, правителям, так и священникам, и поставить цель сформировать человека, который смысл своей жизни будет видеть не в чревоугодии и материальном богатстве, и не в подготовке к жизни в раю. А, как правильно сказал А. Мень, каждый должен трудиться здесь, на земле, и оставить о себе добрую славу.
Все мероприятия, связанные с переходом общества на новый этап развития, должны помочь осуществить именно ученые, интеллектуалы, эрудиты, люди с общим благом, как смыслом жизни, с практической направленностью. В России таких людей много. Но, часто они не востребованы. Потому, что у государства нет четких целей, которые предполагали бы использование людей, как средств, адекватных этим целям.
У государства нет четкой концепции, охватывающей все сферы жизни людей. Именно, наличие такой концепции и программ ее реализации, позволит осуществить достаточно быстро переход на последующие этапы развития государства. И в этом процессе примут участие все люди – надо только научить каждого сознательно, творчески управлять своей жизнью, жизнью общества и всей Планеты, в целом.
Глобальный переворот, который был предсказан еще несколько тысяч лет назад, связан с изменением сознания людей, с осознанием каждым человеком своей сущности и смысла своей жизни. Мы стоим на пороге этого исторического события. В наших руках – совершить его сознательно, грамотно, творчески.
Читайте также начало статьи:
"Наука о человеке в свете «Теории Жизни как всеобъемлющей теории развития»"
=====
Тексты предоставлены автором и размещены на сайте "Nauki-Online.ru" 9 февраля 2019 года
Использованная литература
1. Антонов М. Ложные маяки и вечные истины. (Пути выхода страны из кризиса и русская общественная мысль). М.: Современник, 1992.
2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: 1975.
3. Братусь Б. С. Должное связано с сущим. Ж. «Человек», № 4, 1998.
4. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6–ти т. Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984.
5. Естественнонаучные основы психологии. Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, Б. Д. Небылицына. М.: Пед., 1978.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: 1975.
7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
8. Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. По книгам протоиерея Александра Меня. М.: Мирос, 1994.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд., М.: 1946.
10. Шуман В. П. Актуальные вопросы дидактики. Влад: 1976.
11. Шуман В. П. Стимулы успешного учения. Влад.: 1972.
12. Шуман С. Г. К вопросу о формировании смысла жизни. Ж.: «Образование в современной школе», № 10, 2001.
13. Шуман С. Г. Место воспитания в целостном процессе развития личности. Ж: «Образование в современной школе», №4,2002.
14. Шуман С. Г. Вселенная и человек: единый сценарий развития.
15. Шуман С.Г. Путь в гениальность (авторская концепция личности и ее развития). - Брест, 2002.
16.Шуман С.Г. Дневник матери (откровение). - Ч.1 Развитие младенца. - Ч.2. Как сделать ребенка счастливым. - Брест, 2002.
17. Шуман С.Г. Человек и общество будущего: пути формирования. Издательство «Другое Решение», 2014.
18. Шуман С.Г. На консультации у психолога. Учимся сами решать свои проблемы. Изд-во «Другое Решение», 2014.
19. Шуман С.Г. Невроз - заболевание века? Изд - во «Другое Решение», 2014.
20. Шуман С.Г. Быль о Жизни. Изд - во «Другое Решение», 2014.
21. Шуман С.Г. Восхождение к одиночеству. Изд - во «Другое Решение», 2014
22. Шуман С.Г. Современный руководитель: каков он? Изд - во «Другое Решение», 2014
23. Шуман С.Г. Консультирование родителей. Изд - во «Другое Решение», 2014
24. Шуман С.Г. Радости и трудности воспитания. Изд - во «Другое Решение», 2015
25. Шуман С.Г. Сотворяя любовь. Изд - во «Другое Решение», 2015.
26. Шуман С.Г. На пороге взрослой жизни. Изд - во «Другое Решение», 2015.
27. Ярошевский М. Г., Анцыферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: 1975.
Сведения об авторе
ШУМАН Светлана Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент, практикующий психолог.
ДОМАШНИЙ АДРЕС: 225114 а. г. Озяты Жабинковского района Брестской области, ул. Молодёжная, дом 4., кв.2. Дом тел: 8-01641- 48 – 616, моб. Тел. МТС (029) 2 98-33-16
Ссылки по теме
- С.Г. Шуман. Наука и религия в свете "Теории Жизни как всеобъемлющей теории развития" (9 февраля 2019)
- С.Г.Шуман. Кризис и как его преодолеть. Теория Жизни как всеобъемлющая теория развития.
Статья Светланы Шуман о кризисе, сотворении мира и новых путях развития человечества, размещенная на сайте Nauki-Online.ru 5 декабря 2012 года